Приложение 8
План
работы по преемственности между первым (ДОУ «Баталинский ясли-сад») и вторым (начальная школа МБОУ Рождественская СОШ) уровнями образования в рамках реализации ФГОС
Цель: обеспечение преемственности и непрерывности в организации образовательной, воспитательной, учебно-методической работы между дошкольным и начальным звеном образования.
Задачи:
• Согласовать цели и задачи дошкольного и школьного начального образования.
• Создать психолого-педагогические условия, обеспечивающие сохранность и укрепление здоровья, непрерывность психофизического развития дошкольника и младшего школьника.
• Обеспечить условия для реализации плавного, бесстрессового перехода детей от игровой к учебной деятельности.
• Преемственность учебных планов и программ дошкольного и школьного начального образования.
• Организация совместных мероприятий по реализации ФГОС НОО.
Пояснительная записка
Школа и детский сад нацелена на реализацию комплекса образовательных задач, которые исходят из двух взаимодействующих целей – подготовить ребёнка дошкольного возраста к обучению в школе и в начальной школе заложить базу для дальнейшего активного обучения.
Готовность к обучению в начальной школе предполагает физиологическую зрелость и психологическую готовность, готовность к обучению в основной школе - наличие способности обучаться.
Организация работы по предшкольному обучению детей старшего дошкольного возраста осуществляется по следующим направлениям:
• организационно-методическое обеспечение;
• работа с детьми;
• работа с родителями.
Организационно-методическое обеспечение включает:
• Совместные педагогические советы по вопросам преемственности.
• Совместные заседания МО по вопросам эффективности работы учителей и воспитателей ДОУ по подготовке детей к обучению в школе и реализации ФГОС НОО .
• Семинары-практикумы.
• Взаимопосещения занятий. Изучение опыта использования вариативных форм, методов и приёмов работы в практике учителей и воспитателей.
• Разработку и создание единой системы диагностических методик “предшкольного” образования.
Работа с детьми включает:
• Организацию адаптационных занятий с детьми в ШБП (Школа будущего первоклассника).
• Совместное проведение праздников, спортивных мероприятий.
Система взаимодействия педагога и родителей включает:
• Совместное проведение родительских собраний.
• Проведение дней открытых дверей.
• Посещение уроков и адаптационных занятий родителями.
• Открытые занятия педагогов дополнительного образования.
• Консультации учителя.
• Организация экскурсий по школе.
• Привлечение родителей к организации детских праздников, спортивных соревнований.
Взаимодействие ДОУ и школы в процессе подготовки детей к школьному обучению предполагает создание комплекса условий, обеспечивающих формирование готовности ребенка к школе на основе единых требований. Значимым направлением работы по преемственности является проведение Школы будущего первоклассника. Занятия в Школе предполагают более легкую адаптацию к условиям школы.
Занятия осуществляются учителями начальной школы, выпускающими 4-й класс или воспитателем ДОУ.
Ожидаемые результаты
Такая целенаправленная работа по подготовке детей к школе должна способствовать:
• Созданию и совершенствованию благоприятных условий для обеспечения:
-личностного развития ребенка;
-укрепления психического и физического здоровья;
-целостного восприятия картины окружающего мира;
-формирования социально-нравственных норм и готовности к школьному обучению;
-преодоления разноуровневой подготовки.
• Созданию единой системы диагностических методик за достигнутым уровнем развития детей и дальнейшего прогнозирования его развития.
• Совершенствованию форм организации учебно-воспитательного процесса и методов обучения в ДОУ и начальной школе.
• Обеспечению более успешной адаптации детей к обучению в начальных классах, сохранению желания дошкольников учиться и развиваться
• Для педагогов организация работы по предшкольному образованию дает возможность лучше понять детей и выстроить свою работу в соответствии с их развитием.
План совместной работы
№ п/п |
Мероприятия |
Цель мероприятия |
Сроки |
Ответственные |
1
2
|
Предоставление информации для стенда в ДОУ
Взаимопосещение воспитателями д/с уроков в 1-м классе начальной школы и учителей выпускных 4-х классов занятий в детских садах. |
Познакомить воспитателей д/с и родителей (законных представителей) дошкольников с нормативно-правовыми документами и итогами реализации ФГОС НОО.
Познакомить воспитателей д/сс методами и приёмами, применяемыми на различных уроках учителями начальной школы. Познакомить учителей с методами и приёмами, применяемыми на занятиях в детских садах. Определить возможное адаптированное применение “школьных методов” и приёмов на занятиях в детском саду. Выявить возможные ошибки при обучении и воспитании первоклассников. |
В течение года |
Завуч по ,руководитель ШМО начальных классов, |
3
|
Участие воспитателей ДОУ на заседаниях ШМО учителей начальных классов |
Выработать педагогами ДОУ и школы общее понимание и требования к готовности ребенка к школе. |
По плану ШМО |
Руководитель ШМО начальных классов |
4
|
Изучение воспитателями подготовительных групп программ 1-го класса нач. школы, планируемых к открытию на будущий учебный год. |
Показать разнообразие программ в начальной школе. Повысить уровень подготовки к обучению в школе, базируясь на программах школы. |
Сентябрь - апрель |
Завуч по УВР, руководитель ШМО начальных классов, |
5 |
Совместные праздники |
Успешная подготовка дошкольников к обучению в школе |
По плану |
Завуч по ВР, воспитатели д/с |
6 |
Работа Школы будущего первоклассника |
1.Создание условий для личностного развития ребенка. 2. Обеспечение успешной адаптации к обучению в школе, желания учиться и развиваться |
Февраль-май |
Руководитель ШМО начальных классов, методист |
7 |
Проведение тестирования по определению школьной зрелости при поступлении в школу. |
Выявить уровень школьной зрелости у воспитанников подготовительных групп. Наметить пути формирования развития школьнозначимых функций для тех воспитанников подготовительных групп, у которых низкий и пониженный уровень школьной зрелости. Выявить воспитанников подготовительных групп со средним и повышенным уровнем школьной зрелости и наметить пути его повышения и поддержания уровня школьной мотивации. |
Январь-май |
Завуч по УВР, руководитель ШМО начальных классов |
8 |
Проведение совместного родительского собрания “Подготовка к школе в системе “детский сад – семья – школа” |
Привлечь родителей к обучению детей в школе своего района. Сформулировать задачи детского сада и семьи в подготовке детей к школе. Обозначить требования учителей к уровню подготовки выпускников детских садов к обучению в школе. |
Март |
Руководитель ШМО начальных классов, завуч по УВР |
9 |
Экскурсии воспитанников детских садов в школу в рамках Дня открытых дверей |
Познакомить воспитанников детских садов со зданием школы, учебными классами, физкультурным залом, библиотекой. Создать для будущих первоклассников условия возникновения желания учиться в школе. |
По плану |
методист, воспитатели д/с, воспитатель ГПД |
10 |
Организация тематической творческой выставки: “Вот что я умею!” |
1. Выявить творческий потенциал детей предшкольного и школьного возраста. |
Апрель |
руководитель ШМО начальных классов, воспитатели д/с |
11 |
Консультации для родителей будущих первоклассников “Как правильно организовать свободное время ребёнка” |
Помощь родителям в решении педагогических проблем. |
Март - май |
Учителя начальной школы, воспитатели д/с МДОУ |
12 |
“День открытых дверей” |
Обозначить для родителей будущих первоклассников программные требования для выпускников МДОУ. Довести до каждого родителя программу, учебные пособия, планируемые на будущий учебный год в школе. |
Март |
Учителя начальной школы, воспитатели д/с |
13 |
Праздник “Прощай, Азбука!” |
1 Создать для будущего выпускника д/с условия возникновения желания учиться в школе, уметь читать. 2. Создать для учащихся 1-го класса условия возникновения гордости быть учеником. |
Март |
Учителя начальной школы, воспитатели д/с |
14 |
Круглый стол “Вопросы преемственности ДОУ и школы |
Составить примерный план совместной работы школы и д/с на будущий учебный год. Подвести итоги совместной работы школы и д/с по решению проблемы преемственности. |
Апрель-май |
методист, руководитель ШМО начальных классов, воспитатели д/с |
15 |
Участие первоклассников в празднике “До свидания, детский сад!” |
Создать для будущего выпускника д/с условия возникновения желания учиться в школе. |
Май |
Учителя начальной школы, воспитатели д/с |